Знак(не) счастья

Слово «свастика» с санскрита переводится приблизительно как «доброе бытие», или попросту «счастье». Эта графема у разных народов, религий несет разный, но в основном положительный смысл. Только с 1920-х годов, когда ее присвоили себе нацисты, свастика у части человечества стала прочно ассоциироваться с насилием

Related video

Запретить свастики в Евросоюзе? Почему бы и нет, решила Германия, которая ближайшие полгода председательствует в ЕС. В ФРГ и в нескольких других государствах Европы демонстрировать свастику на публике — преступление. Даже для индуистов и буддистов, у которых это важные символы в их религии. В середине января канцлер ФРГ Ангела Меркель выступила с предложением распространить этот запрет на все 27 стран Евросоюза. В 2005 г. уже выносилось подобное предложение, но оно было отозвано: министры юстиции Британии, Дании, Венгрии и Италии обеспокоились тем, что запрет нарушил бы свободу слова. И правильно обеспокоились — политкорректность нельзя доводить до абсурда. И вот теперь опять предложение, и опять — отказ. Но только временный — министры юстиции и внутренних дел 25 стран-членов Евросоюза отложили рассмотрение вопроса.

Свастики часто встречаются в буддистских и индуистских храмах, но они есть и в христианских, в том числе православных храмах. Например, в Софии Киевской. То есть, нас этот запрет может тоже некоторым образом задеть, если не юридически, то морально. В украинских орнаментах четырехрукий крест называют "павуки", "вітряки", "млинки", "сварга", "свастя" — многие полагают, что последнее этимологически связано со словом "счастье", то есть перекликается с санскритским значением.

"Сварга" встречается в вышивках на традиционной одежде в России и Украине. Ее смысл истолковывает Игорь Пошивайло, заместитель директора музея им. Ивана Гончара: "Все ученые, исследовавшие украинскую народную культуру, говорили о том, что во всей украинской символике есть защитная семантика, — обереги, защитные символы, — говорит Пошивайло. — Но это только часть их значения". Например, историк и археолог Николай Чмыхов говорил о том, что часть орнаментов отображает некоторые структуры вселенной, то есть дает представление о мировом порядке.

Если на вышиванках, писанках это скорее солярный символ — колесо солнца, знак его непрестанного вращения и бесконечной энергии, то, например, на керамике он может означать землю, плодородие. Например, в украинских селах еще встречаются глечики со "сваргами" на донышке и возле краев — в основном такие знаки размещают для "приумножения" на связанных с пищей вещах. Местные бабушки объясняют, что в таких глечиках молоко дольше не киснет.

По мнению Пошивайло, в различном контексте знак, в том числе и знак свастики, имеет различные значения. Он словно вторит представителю Британского форума индуистов Рамешу Каллидаю, который в ответ на инициативу Германии запретить свастики в ЕС заявил в середине января, что один и тот же символ можно использовать с разными целями. "В прошлом веке Ку-Клукс-Клан использовал горящий крест для распространения расовой ненависти, — говорит Каллидай. — Это не привело к тому, что люди запретили использование этого символа в любом виде. Никто не предложил снять кресты со всех храмов". Так и здесь: из-за того, что нацисты присвоили себе символ, нельзя запрещать использовать его в религии и нарушать традиции, которым уже 5-7 тысяч лет.

Действительно, прямой запрет — это рубить с плеча. А когда лес рубят, как известно, щепки летят. Что же делать с теми, кто использует свастику в однозначно нацистском и расистском контексте? Наверное, это не так трудно установить, когда символ используют с целью разжигания межнациональной розни. Если свастика не в храме или орнаменте, а ее поднимает на свои знамена партия или общественная организация с лозунгами "против не таких", тут контекст, наверное, будет ясен. Так же как и в случае, когда футболки со свастикой продаются в магазинах рядом с военной атрибутикой. Европейская пресса с ужасом пишет, что специализированные "сувенирные" магазины становятся очень популярными в Польше, и власти ничего не могут с этим сделать. Представьте — прямой запрет поставил бы на одну полку нацисткую свастику на штамповке из трикотажа и орнамент на вышиванке.

Интересно, что подобный исторический курьез уже был. В 1930-х СССР экпортировал вышиванки за рубеж — они были популярны как сувениры. Когда импортеры разглядели на орнаментах одной из партий вышиванок свастики, их со скандалом вернули назад и обвинили Страну Советов в пропаганде нацизма.

Прямой запрет — это не выход, считает Мридула Гош из Индии, специалист по международным отношениям, директор Восточноевропейского института развития в Киеве:
"Не в знаке дело. Ведь идеология фашизма может использовать любой другой знак".

Что касается торговли нацистской атрибутикой, то кроме запрета есть экономический механизм — очень большой штраф и наказание, говорит г-жа Гош. "Ведь если есть предложение, значит есть спрос. Тогда не проще ли сделать так чтобы исчез этот спрос? Нужно объяснить, для чего нужен такой запрет, и почему он актуален сегодня. Необходимо общественное осуждение, чтобы самим людям, которые используют этот знак в политических целях, было, прежде всего, стыдно".
Конечно, это непростая задача — и индуистов не задеть, и "отобрать" свастику у неонацистов, чтобы они не смогли использовать этот мощный гармоничный символ для своей пропаганды. Тогда бы все было как издревле — каждая свастика означала бы солнечный вихрь и была пожеланием добра.