Почему, садясь за руль, я превращаюсь в чудовище

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

"Почему, когда я веду машину, у меня портится характер?" — спрашивает Брайан Гардинер в статье для Wired. И объясняет, как с этим бороться

Related video

Журналист Wired вспоминает американский мультфильм 1950-х годов Motor Mania про пса по имени Гуфи. Поначалу Гуфи выступает в роли Мистера Пешехода — законопослушного, доброго и вежливого гражданина. Но лишь до тех пор, пока не оказывается за рулем автомобиля: там он внезапно превращается в Мистера Гонщика, безрассудного, эгоистичного, неуправляемого монстра. Облаченный в четырехколесные "доспехи" Мистер Гонщик кричит на других автомобилистов, эмоционально заводится с пол-оборота и, тем не менее, пребывает в полной уверенности, что он прекрасный водитель.

Когда на безлюдном шоссе тебя подрезает джип, так, что приходится резко затормозить и съехать на обочину, ты выкрикиваешь ругательства ему вслед, переводишь дыхание, а потом набираешь скорость, чтобы догнать "придурка" и преподать ему урок. В этот момент ты — Гуфи, утверждает Гардинер. Ты — вылитый он. Но почему?

Анонимные гневоголики

Отчасти проблема связана с явлением, которое психологи называют "деиндивидуализацией". Термин, возникший примерно тогда же, когда был снят мультфильм Motor Mania, означает потерю самосознания и, соответственно, индивидуальной ответственности. Это может происходить в различных ситуациях, но главным условием всегда будет анонимность, мнимая или настоящая.

В известном исследовании, проведенном профессором Филиппом Зимбардо в 1970 году, группе студенток Нью-Йоркского университета предложили надеть капюшоны, прикрепить на одежду номера вместо собственных имен, зайти в темную комнату и оттуда управлять ударами электрошокера, разряды которого якобы доставались другим студенткам, находящимся в соседнем помещении. Зимбардо выяснил, что по сравнению с другими испытуемыми, на которых была обычная одежда и бейджи с их личными данными, девушки в капюшонах использовали в два раза более мощные удары током (во время эксперимента никто не пострадал).

Не менее знаменит эксперимент Эд Динера под названием "Конфеты на Хэллоуин". В нем участвовали 1300 детей, и всем им предоставили возможность безнаказанно украсть деньги и сладости в тех домах, куда они приходили за праздничным угощением. Обстоятельства несколько отличались для разных групп: оказалось, что дети, которые приходили в дом большой компанией и не называли свои имена, позволяли себе стащить намного больше монет и конфет, чем те, которые приходили в одиночку и представлялись хозяевам.

Водитель, находясь в машине один, обычно водит намного более агрессивно

Нельзя сказать, что анонимность автоматически влечет за собой антиобщественные поступки, но она может сделать поведение более агрессивным, утверждает психолог Джейми Мэдиган. В каких именно обстоятельствах? Когда вы являетесь частью группы и не несете личной ответственности за свои действия. Как, например, в онлайн-играх, на форумах и в анонимных чатах. Анонимность, утверждает Мэдиган, делает людей более открытыми, более внушаемыми и более восприимчивыми к реальным или вымышленным обстоятельствам.

Как выяснилось, автомобили производят тот же эффект, что и скрывающий личность капюшон. В книге "Траффик: Почему мы водим так, как водим" журналист Том Вандербильт отмечает, что, находясь за рулем, люди, с одной стороны, окружены другими водителями (то есть являются частью группы), с другой — отгорожены от мира стеклянно-стальным панцирем (то есть анонимны).

Что еще хуже, современные автомобили и магистрали делают человека немым. Это сводит с ума. За рулем вы лишены возможности выразить себя каким-либо способом, кроме наиболее примитивных (жесты, гудки, мигание фар). При этом идентификация вашей личности сведена к минимуму, ужата до марки автомобиля. И в итоге создается идеальная почва для ярости и агрессивного поведения.

Эмоциональное невежество

Помните того "придурка" за рулем внедорожника, который подрезал вас в начале истории? Так вот, представьте, что ваша оценка его поведения и мотивации могла быть болезненно упрощена или в принципе ошибочна. Может быть, ему пришлось резко свернуть, чтобы объехать что-то валявшееся на дороге, то, чего вы не заметили. Может быть, придурком вообще были вы, въехав в его слепую зону и не заметив, как он включил поворотник.

Автомобили производят тот же эффект, что и скрывающий личность капюшон

Мы упускаем из виду все эти возможности, потому что, находясь за рулем, делаем поспешные выводы, основанные на эмоциях, а не на логике. Мы злимся и потому решаем, что водитель внедорожника неправ. Точка. Это то, что в поведенческой экономике называют "аффективной эвристикой". Инстинктивные реакции иногда помогают нам принимать мгновенные решения, но они же, например, заставляют ненавидеть всех велосипедистов.

Итак, если вождение пробуждает в нас иррациональность и превращает нас в идеальный объект для исследования низменной стороны человеческой натуры, может ли что-то остановить наше превращение в кучку злобных Мистеров Гонщиков? Ну, например, можно вообще не садиться за руль. Есть и другое решение: взять пассажира.

Пассажиры редко бывают настолько же взвинчены, как водители. Порой они даже могут остановить потерю водителем здравого смысла и вернуть ему адекватное чувство стыда и объективности. "Исследования мозговой деятельности водителей и пассажиров показали, что у тех и других в ходе имитации различных дорожных ситуаций активируются совершенно разные группы нейронов", — пишет Вандербильт. То есть на одни и те же обстоятельства водители и пассажиры реагируют совершенно по-разному. И если учесть, что водитель, находясь в машине один, обычно водит намного более агрессивно, совместное использование автомобиля может стать не только способом экономии средств, но и прекрасной формой дорожной терапии.

Автор статьи — Брайан Гардинер, журналист Wired, ежемесячного журнала о влиянии технологий на политику, экономику и культуру.

Перевод Катерины Богданович