Борщ — наша семейная религия, — писатель Александр Генис
![](https://focus.ua/static/storage/thumbs/920x465/5/fd/401350e7-e2f2cab2cf110a500bac5a31db532fd5.jpg?v=7052_1)
Писатель Александр Генис рассказал Фокусу об украинском борще, "русском мире", декоммунизации и о том, что знает об Украине средний американец
Александр Генис из тех людей, которым судьба подарила шанс увидеть не одну, а несколько эпох. Сделать своим не один, а несколько континентов. Работать на границе жанров и вкусов. Совмещать кулинарию и философию. Дружить с Довлатовым и общаться с Бродским. Творить в жанре нон-фикшн. При этом в его книгах за фасадом факта скрываются фантазия и авторское воображение, которые только и способны делать текст литературой.
Кто он
Писатель, эссеист, критик, журналист, радиоведущий. Родился в Рязани, вырос в Риге. В конце 1970-х эмигрировал в США. Редактор и ведущий программы "Поверх барьеров — Американский час" на радио "Свобода" в Нью-Йорке
Почему он
Может посмотреть на Украину в перспективе культурных, политических и кулинарных горизонтов
Существует ли для Америки Украина?
— Еще бы. Причем не в составе СССР. Украинская диаспора — с ее музеями, культурными центрами, прессой, фестивалями, демонстрациями, шествиями, политическим лобби — позаботилась о том, чтобы громко заявить в Америке о своем народе. Кстати, ничего подобного русская эмиграция не сумела добиться.
Что сегодня знает об Украине пресловутый средний американец где-нибудь на Техасщине? Насколько он продвинулся за последние 30 лет в понимании того, что Украина — не Россия?
— Про Техас не берусь судить, я там не бывал. А в Нью-Йорке, благодаря усилиям российского режима, теперь все знают, что нельзя путать Украину с Россией. Этот окончательный сдвиг произошел после аннексии Крыма, теперь уже навсегда.
Каким видится вам "русский мир" из американского далека?
— Я предпочитаю говорить о русскоязычном архипелаге, оставшемся после распада советской империи. Среди главных русских центров сегодня — Берлин и Тель-Авив, Рига и Нью-Йорк, Киев и Лондон. Никакого отношения к параноидальным идеям Кремля этот феномен не имеет. Как говорил Федотов, культура не черепаха, она не нуждается в панцире государственной охраны.
Вы живете в Нью-Йорке, часто бываете в Москве. Отличаются ли настроения либеральной тусовки на этих двух полюсах?
— Если вы спрашиваете о русских компаниях, то разница не так велика, как можно было бы предположить. Вменяемые люди, например, в "Новой газете" такими и остались. Хуже, что теперь я далеко не уверен, что к ним можно отнести моих старых друзей по обе стороны океана.
Не потеряло ли смысл в сегодняшнем глобальном мире само понятие "эмиграция"?
— Смотря где. С Россией этот номер не проходит. За 40 лет жизни в эмиграции я с точки зрения метрополии был безродным космополитом, отщепенцем, колбасным эмигрантом, соотечественником за рубежом и пятой колонной. Пожалуй, в Москве эмиграцию прощают только мертвым, когда можно утащить почетный труп на родину.
"Facebook потворствует эссеистике и прививает краткость. Хуже, что в большой мусорной куче труднее разыскать алмаз"
Путинизм — это чисто русский феномен?
— Не думаю. Саддам Хусейн, например, та же версия диктатора-демагога местного значения. Скорее русский феномен — поддерживающий его электорат, который с энтузиазмом обменял доставшуюся почти даром свободу на нищету и изгойство.
Что вы думаете о декоммунизации, в том числе и борьбе с топонимами советской эпохи?
— То же, что о денацификации. Главная улица моей Риги в разные годы называлась в честь императора Александра, Ленина, Адольфа Гитлера, опять Ленина, а теперь — свободы. Чему я рад.
На улице, названной в чью честь, вам бы комфортно жилось?
— У меня есть друзья в Квинсе (район Нью-Йорка. — Фокус), которые живут на улице Довлатова. Еще хорошо жить на улице Сахарова — она в очень дорогом районе Манхэттена, напротив ООН. Меня, впрочем, устраивает и моя Undercliff Avenue, название которой приблизительно переводится на русский как улица Подгорного.
Вы были знакомы и дружны со многими большими писателями. Нет ли у вас ощущения, что время гигантов прошло?
— Интересно, что у них тоже было ощущение, что время гигантов прошло. Поэтому я борюсь с искушением обзывать свое время, помня, как говорил Музиль, что его нельзя бранить безнаказанно для себя.
Одно из развлечений — представлять, что сказали бы о тех или иных событиях люди, к мнению которых когда-то прислушивались. Например, что сказал бы Высоцкий о развале Союза. Как вам кажется, что сказали бы о нынешней войне на востоке Украины Бродский, Довлатов?
— Про Высоцкого не знаю, а Бродский и Довлатов точно заняли бы антипутинскую позицию.
Справедливо ли утверждение, что социальные сети убивают литературу в классическом ее виде?
"В Москве эмиграцию прощают только мертвым, когда можно утащить почетный труп на родину"
— Что значит классический вид литературы? Гомер не умел писать вовсе. Словесность эволюционирует, сбегая в смежные области кино и особенно сериалов. Facebook потворствует эссеистике и прививает краткость. Хуже, что в большой мусорной куче труднее разыскать алмаз, чем в маленькой. Но это не новая проблема, как-то литература с ней всегда справлялась, справится и теперь.
Писатель — существо прежде всего одинокое. Одиноки ли вы? Что вам помогает справляться с одиночеством?
— Я с ним не справляюсь, я им наслаждаюсь. Это условие нормального существования. Чтобы его усугубить, я люблю писать в лесу, без телефона.
На вашей личной кулинарной карте есть ли место для украинской кухни?
— Борщ — наша семейная религия. Я ел тот, что готовила моя прабабка из деревни Михайловка, бабушка из Луганска, мама из Киева. Теперь, когда их всех нет, я варю борщ сам. А вот вареники с вишней в Америке не выходят — не те ягоды.
Связаны ли наши политические и кулинарные пристрастия, имея в виду, скажем, что Гитлер был вегетарианцем?
— Про это читайте у Похлебкина, описавшего "Кухню вождей". Но помнится, кремлевских старцев кормили антисклеротическим салатом из морской капусты. Такое меню способствует апокалиптическим настроениям.
- Читайте также: Я был талантливым пропагандистом, — шоумен Дмитрий Чекалкин
Какое самое экзотическое блюдо вы пробовали за время своих гастрономических путешествий по миру?
— Студень за 39 копеек, которым мы закусывали "Солнцедар" в молодости. Его не ели даже бродячие кошки. По-моему, он готовился из столярного клея.