Найти себя. Как формируется национальная идентичность в государстве, которому долго не позволяли быть таковым

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Зачастую мы все еще воспринимаем себя как набор стереотипов, неизменный с гоголевских времен. Наиболее стойкие из них — хитрость, индивидуалистичность, придирчивость, склонность к порядку. Список сомнительный

Related video

"А может, это и есть наша национальная идея: объединившись, сделать невозможное вопреки всему", — заявил во время инаугурации президент Владимир Зеленский. Вопрос поиска национальной идентичности — один из главных вызовов, вставших перед Украиной после обретения независимости и до сих пор не утративший актуальности.

Стоит лишь вспомнить, что накануне распада СССР 12% украинцев (самоидентифицировавших себя таковыми) не знали украинского языка. Из русских, живущих в Украине, не владели украинским две трети. Суммарно в последний год существования УССР на ее территории не знали украинского языка 12 млн человек, или 23% населения. По состоянию на июнь 1990 года лишь 20% книжной продукции издавалось на украинском языке (для сравнения: в 1960-е годы этот показатель составлял 69%), в 1989 году закрылась последняя в Донецке школа с украинским языком обучения и украинскими остались менее 30% профессиональных театров.

Сейчас ситуация куда лучше, хотя и далека от идеала. Да и сам факт использования украинского языка в быту — лишь один из кусочков мозаики, которая может дать ответ на вопрос, кто такие украинцы. О том, как выглядят ее остальные части, пока однозначно судить нельзя.

Взгляд со стороны

Внешние представления о стране и ее гражданах могут оказаться более точными и правдивыми, чем самооценки. Впрочем, посторонние наблюдатели пока тоже мало что могут сказать о том, кто такой украинец. Если почитать блоги посетивших нашу страну иностранцев, чаще всего они выделяют низкие цены на рестораны и такси, красивые пейзажи и уникальную архитектуру, соседствующую не с самыми эстетичными зданиями советской эпохи. В последние пять лет к вышеперечисленному добавился патриотизм и вывешенные на многих окнах желто-голубые флаги.

Украина регулярно фигурирует в международных рейтингах — как позитивных, так и не очень. Это также формирует противоречивое представление о родной стране и у бизнес-сообщества, и у рядовых граждан. К примеру, составители рейтинга наиболее экономически эффективных городов мира Smart Locations of the Future 2019/20, Financial Times — FDI Magazine поместили Киев на пятое место, а Львов — на восьмое. А у британской The Guardian Киев на девятом месте рейтинга "Топ-10 городов мира с самыми красивыми пейзажами". Также Украина находится на 37-м месте в рейтинге наиболее доступных для путешествий стран в 2019 году по версии Forbes.

Fullscreen

Первые ласточки. О вопросах национальной идентичности украинцы стали массово думать перед распадом СССР

С другой стороны, у нас шестое место в рейтинге самых несчастливых экономик мира Bloomberg — Misery Index 2019 год, четвертое место — в списке стран с самой высокой смертностью из-за неправильного питания в исследовании Йенского университета по заказу ВОЗ. Да и 120-е место в рейтинге восприятия коррупции Transparency International — тоже про Украину.

Нация и деньги

В деле формирования национальной самоидентичности развитая и прозрачная экономика не менее важна, чем территориальная целостность страны. Именно экономика играет роль механизма, через который национальная идентичность проявляется для внешнего мира, а оттуда рикошетом транслируется на самих себя. "Разговаривая с иностранными партнерами об Украине, я часто отмечал их оборот "украинская энергетика", относя его к сфере собственно экономики. Но потом понял, что вопрос здесь гораздо глубже — именно в нашей идентичности, той особой энергии, что и делает нас украинцами. Ведь мы народ, способный благоустроить и заставить плодоносить все что угодно — от тайги Канады до степей Казахстана. А такой дар — больше чем просто мускульная сила", — говорит Кирилл Шевченко, председатель правления Укргазбанка.

По его мнению, "национальное экономическое будущее" предполагает построение экономики, базирующейся на альтернативной энергетике. К этому подталкивают геополитические факторы и общемировые тенденции.

ВИЭ позволяют улучшить экологию и уменьшить зависимость от рынков традиционных энергоносителей и цен на них. "Со второй половины ХХ века и по сей день нефть и газ — важные факторы в мировой политике, но их роль неизбежно ослабевает. Все это в высшей степени относится и к Украине", — отмечает Шевченко.

Три года назад Украина подписала и ратифицировала Парижское соглашение по борьбе с изменением климата. Согласно договору, объемы выбросов парниковых газов в Украине должны уменьшиться к 2050 году на 30%. А на переговорах в Бонне по изменению климата ООН представили аналитический отчет "Переход Украины на возобновляемую энергетику до 2050 года". Это революционный сценарий, по которому потребление энергии в Украине к 2050 году может уменьшиться на 27%. "Для реализации такого сценария мы разработали ряд финансовых инструментов, создали новое направление работы — зеленый банкинг. Нас поддержал акционер в лице государства, а сейчас поддерживают многие международные организации. Это позволяет нам кредитовать новые масштабные проекты в Украине на выгодных для заемщика условиях", — поясняет Кирилл Шевченко.

Так что не исключено, что через несколько десятков лет украинцы начнут идентифицировать себя как нацию, переживающую о чистоте своей земли, как это случилось с жителями Скандинавии. Нечто подобное справедливо не только касательно концепции стабильного развития, часть которой — зеленая энергетика, но и в отношении прочих фундаментов экономики: верховенства права, стабильно работающей банковской системы, отношения общества к коррупции. В этих областях мы пока ассоциируем себя скорее с негативом, чем с позитивными трансформациями.

Формирова­ние нации

Хорошая новость: у нас есть возможность сделать так, чтобы в мире думали о нас преимущественно в позитивном ключе. "Процесс национальной идентификации очень длительный. Он не может быть завершен за пройденный период независимости Украины. По международному опыту известно, что на это нужно одно-два, а может, и три поколения", — говорит второй президент Украины Леонид Кучма. Национальная идентификация украинцев за пять лет ускорилась, и нация сплотилась, о чем свидетельствует народное единство в ответ на агрессию России, отмечает Леонид Кучма.

"Вопрос идентичности не исчерпан ни в Украине, ни в любой другой стране мира. Идентичность — не статичный объект. Это пространство постоянного поиска, конфликта, побед и поражений. Как душа каждого человека, так и национальная идентичность всегда находится в трансформации", — соглашается с бывшим гарантом Наталья Заболотная, президент международного экономико-гуманитарного форума Ukrainian ID.

Более того, прекращение "поиска себя" — нездоровый симптом, из-за которого нация рискует превратиться в карикатуру на самое себя, ту самую пресловутую "хату с краю". К счастью, нам это не грозит. Как бы парадоксально это ни звучало, но наиболее эффективно может сплотить нацию внешняя угроза. "Отечественные войны, войны за независимость — экзамены, в которых у наций есть только два варианта: погибнуть или родиться, сдаться или укрепиться. Украинский народ, по-моему, проходит свой экзамен достойно", — убежден Кучма.

Другое дело, что один лишь страх — шаткий постамент для государственности. "Только внутренние позитивные факторы могут стать мотиваторами, которые объединяют нацию", — убежден Тичо Жупанчич, государственный секретарь правительственного офиса по вопросам политики европейской сплоченности Словении в 2014–2018 гг. Жупанчич подчеркивает, что попытка объединиться вокруг негатива — это путь в никуда. "Каждая нация может найти достаточно проблем из прошлого и настоящего, которые разделят ее. Но это принесет только ущерб. К счастью, всегда есть больше причин для объединения, в основном связанных с долгосрочным видением, которое должно быть отправной точкой", — поясняет он.

Fullscreen

Даже признавая бесконечность процесса самопознания, стране неплохо было бы разработать план. "Понимание среднесрочного и долгосрочного развития, возможно, не будет главной задачей, поскольку сначала будет определена точка на горизонте. Но определение общей цели — необходимый и важный этап", — говорит словенский чиновник.

Необходимость выработки подобного плана в последние годы признают практически все представители интеллектуальных элит страны. Простой пример: организованный в прошлом году Натальей Заболотной форум Ukrainian ID сразу же стал знаковым событием. Его участники, задавая острые вопросы в сфере экономики, гуманитарной безопасности и культурного развития, искали ответы на них вместе с украинским обществом, помогая нам взглянуть на себя со стороны.

Этим летом форум Ukrainian ID пройдет во второй раз в Каневе 7-8 июня. На нем вновь зададут вопрос "Кто мы?" и попробуют приблизиться к ответу на него. Результаты могут оказаться неожиданными. "Франция много веков отстаивала принципы светского общества, в котором церковь и государство отделены, а влияние религии сводится к минимуму. Но какой резонанс в сердцах вызвал пожар в Соборе Парижской богоматери", — говорит Наталья Заболотная. Одним словом, ответ может нам не понравиться. Но это не значит, что его не стоит искать.