Ночь в музее

Трепещущие огоньки свечей выхватывают из полумрака Керносовского идола – каменное изваяние одного из верховных божеств древнеарийских племен середины III тыс. до н.э. Тихо звучит ритуальная музыка… В наши дни, оказывается, так легко проникнуть в  тайны ушедших поколений. Стоит только провести ночь в музее

Related video

Жителям и гостям Днепропетровска такая возможность недавно представилась — государственный исторический музей им. Дмитрия Яворницкого провел театрализованную ночную акцию. Идея ночных экскурсий возникла у сотрудников музея несколько лет назад, но для ее практического воплощения понадобилось время. Проблема заключалась и в том, что окна в музее заставлены стендами с экспонатами и залы освещаются электричеством. "Мы долго думали, какой свет можно выставить ночью, — поясняет Фокусу директор музея Светлана Ивановна Капустина. — Если включить электрический, атмосфера будет такой же, как и днем, и вся наша затея утратит смысл. Потом все-таки разработали для каждого зала оригинальную, "концептуальную", подсветку: свечи, миниатюрные лампы и прочее".

Человек и степьПервую "ночь" днепропетровцы устроили в 2005 м. Придумали центральную тему экзотической экскурсии — "Человек и степь". История Поднепровья, как известно, очень своеобразна и отличается органичным слиянием культур различных народов. Интерес человека к этому краю был вызван, прежде всего, его географией: поднепровские степи — часть Великого пояса степей — служили коридором между Азией и Европой, через который прошли многие племена и народы. "Человек, появившийся здесь несколько тысяч лет назад, был очарован красотой местной природы, — говорит Светлана Капустина. — Но кто он по отношению к степи? Раб? Хозяин? Как распоряжается этими бесценными просторами? Вот на эти вопросы мы и стремились ответить в своей экскурсии". Ночных посетителей в каждом зале — археологическом, периода запорожского казачества, нынешнего индустриального времени — встречали особое музыкальное сопровождение и артисты местных театров. Ребята из Школы боевых искусств "Спас-штурм" демонстрировали приемы казачьего рукопашного боя; актер в образе Дмитрия Яворницкого — выдающегося ученого, писателя, археолога, историка, бывшего директором музея в 1902-1933 гг. — рассказывал легенды (их Дмитрий Иванович знал множество); речь "промышленника", мечтающего превратить степь в гигантский индустриальный комплекс, прерывалась полной темнотой, из которой со свечой в руках появлялся "Яворницкий", читающий отрывок из "Собора" Олеся Гончара…

Жизнь и смерть
С тех пор ночные экскурсии стали постоянными акциями Днепропетровского музея, которому есть что показать в любое время суток. В нем, к примеру, хранится самая большая в Украине коллекция каменных изваяний (85 экспонатов), внушительное собрание различных изображений казака Мамая (знакомого, если верить легендам, с колдовством и искусством медитации — и это его "умение" тоже учтено в ночной программе). Сейчас сотрудники готовят новую тему ночной экскурсии — "Жизнь и смерть": в области как-никак сосредоточено наибольшее количество курганов Украины — более 9 тыс. "Экспонаты для таких акций отбираем очень тщательно, — комментирует Светлана Ивановна. — В каждом зале определяем не более трех-четырех предметов, вокруг которых и строится экскурсия: все-таки она ночная, поэтому не стоит нагружать людей большим объемом информации. При разработке программы мы, кстати, учитываем особенности человеческой психологии: как известно, человек ночью склонен к философским и романтическим размышлениям".

По словам директора, подобные мероприятия заметно повысили интерес людей к музею:

— Посетителями первых экскурсий были, в основном, люди среднего возраста. Теперь много молодежи. Некоторые говорят: мол, к своему стыду, ни разу не был в музее, сейчас, когда увидел его фрагменты ночью, обязательно приду днем и посмотрю все. Группу собираем из 25 человек — больше нельзя из соображений безопасности. Но желающих гораздо больше, многие записываются заранее. Проводим по две экскурсии (они длятся час и пятнадцать минут): первая в 21.30, вторая — в 23.00.

Днепропетровцы первыми воплотили идею музейной ночи в Украине. Потом такие акции стали проводить их коллеги по всей стране: киевская Золотая кладовая (Музей исторических драгоценностей) в Лавре, ялтинский мемориальный музей Леси Украинки, львовский Музей истории религии, одесский муниципальный Музей частных коллекций им. Блещунова и другие.

А в Европе эта традиция существует уже 10 лет. Первые ночные экскурсии состоялись в Берлине: в 1997-м 14 музеев города были открыты до двух часов ночи. Идея была призвана всколыхнуть интерес к вечным ценностям у публики, которая все чаще предпочитает проводить досуг в кинотеатрах и ночных клубах. Интерес не только возрос, но и оказался крайне высоким: теперь музейная ночь проходит дважды в год во всех крупных городах Германии. Выяснился и другой, не менее приятный факт. До 1997-го немцы считали, что любой серьезный культурный проект непременно должен финансироваться государством. Первая же музейная ночь доказала: интересная и грамотно раскрученная акция способна окупиться только за счет билетов и продажи сопутствующей символики. В итоге Германия переживает в последние годы бурный всплеск музейного дела.

Музеи и мода
За прошедшие 10 лет мода на музейные "ночи" распространилась практически по всем европейским странам. Популярность этой акции вызвана, прежде всего, необычными обстоятельствами, в которых она проходит: спящий ночной город, пустое гулкое здание, ожившие исторические персонажи (которых изображают артисты местных театров), костюмированные представления, чарующая музыка, подсветка, создающая ауру тайны (правда, некоторые музеи, где в залах имеются окна, включают электричество, но экзотика присутствует и здесь: за окнами тьма, а ты один на один с "Черным квадратом" Малевича). Как правило, ночные экскурсии проходят раз в год, 18 мая, в Международный день музеев. Но в некоторых городах, как уже говорилось, они проводятся чаще. А в 2006-м году Международный совет музеев (ICOM) объявил общеевропейскую акцию "Ночь музеев". Прошла она и в Украине. Но, к сожалению, пока подобные мероприятия, призванные увеличить количество музейных посетителей, традицией в нашей стране не стали. ФОКУС