Кризис боеприпасов: опыт войны в Украине. Почему логистика так же важна, как боевое развертывание

логистика войны, логистика на войне
Фото: U.S. Army | Война в Украине показывает важность мощного оборонного комплекса

Война в Украине показывает, насколько важно иметь боеприпасы в достаточном количестве. Месячный расход боеприпасов составляет 100 тысяч единиц, что больше, чем способны производить на Западе. Такой вызов требует изменения полевого устава в США.

Related video

От редакции. Это вторая часть серии из двух статей о современных проблемах наступательного маневра и об их последствиях для армии США, основанная на наблюдениях за войной в Украине.

В предыдущей статье "Украина и будущее наступательного маневра" Стивен Биддл опроверг утверждения о том, что наступила эра господства обороняющихся. Как он отметил, наступательный маневр против подготовленной обороны, расположенной в глубине территории, долгое время был затруднен. Это по-прежнему так.

Кроме того, успешные контрнаступления Украины в Харьковской и Херсонской областях – хотя и не без ошибок и больших затрат, особенно в случае последней – должны опровергнуть представление о смерти наступательного маневра. Он все еще может быть успешным при правильной подготовке и применении сил, хотя против мощного противника потребуется много времени и сил. Поэтому выступать за существенное реструктурирование американских сухопутных войск на данном этапе было бы преждевременно. Конечно, все может измениться.

Важно
Битва за Украину. Главные события и битвы за год российско-украинской войны

Но пока события в Украине свидетельствуют о том, что шесть приоритетов модернизации армии США в основном оправдывают себя (хотя руководителям армии следует уделить больше внимания материально-техническим возможностям). Современные вооруженные силы, как и их предшественники, должны поддерживать гибкий баланс между наступательными и оборонительными возможностями, а не делать ставку на одно или другое.

Фокус перевел вторую статью Антулио Эчиваррии II о современных проблемах наступательного маневра, основанную на опыте российско-украинской войны.

Есть несколько вопросов, которые армии США необходимо решить в отношении логистической поддержки как наступательных, так и оборонительных крупномасштабных боевых операций. Для этого поддержка должна стать краеугольным камнем ведения войны, что подчеркнет стратегическую важность логистики и обеспечит императив для лучшей интеграции американской оборонной промышленной базы в стратегии сдерживания и обороны США. Некоторые из этих вопросов армия может решить путем внесения изменений в свой новый оперативный устав (Полевой устав 3-0 (2022), и логистический устав (Полевой устав 4-0 (2019).

В частности, Полевой устав 3-0 должен придавать не меньшее значение логистике в зоне боевых действий, чем развертыванию войск, и предлагать планировщикам операций основные гипотетические сценарии или исторические примеры планирования в условиях различных логистических ограничений. Полевой устав 4-0 должен однозначно возвести поддержание боеспособности в ранг принципов войны – в свою очередь, Полевой устав 3-0 последует этому примеру.

Кризис боеприпасов

Хотя наступательный маневр не умер, армии США предстоит проделать определенную работу в отношении своего подхода к крупномасштабным боевым операциям. На самом деле, даже если бы наступательный маневр был невозможен, а война в Украине стала бы войной на истощение, напоминающей окопную войну Первой мировой войны, крупномасштабные боевые действия все равно имели бы место. Они не обязательно будут связаны с крупными прорывами и захватом больших участков территории, но все равно потребуют значительного расхода боеприпасов, а также других военных расходников. По этой причине армии было бы неплохо более внимательно присмотреться к тому, что некоторые аналитики называют "кризисом артиллерийских боеприпасов".

кризис боеприпасов Fullscreen
Украинские вооруженные силы ежемесячно расходуют в среднем 100 тысяч 155-мм артиллерийских боеприпасов
Фото: ABC News

Согласно сводкам, украинские вооруженные силы ежемесячно расходуют в среднем 100 тысяч 155-мм артиллерийских боеприпасов. Однако американская оборонная промышленность может поставить только 14 тысяч снарядов в месяц, хотя в течение следующих двух лет это число должно увеличиться до 20 тысяч снарядов в месяц. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении "Стингеров", Джавелинов", HIMARS и других важнейших видов вооружений. Проще говоря, темпы потребления материальных средств в этой войне, особенно артиллерийских боеприпасов, опережают темпы пополнения запасов. Этот кризис возник в результате трех факторов;

  • производственные мощности, созданные в довоенных условиях;
  • необходимость выполнения широкого спектра стратегических обязательств США;
  • непредвиденных темпы потребления расходников Украиной.

Следует признать, что правительство США оперативно заключает новые контракты, чтобы дать возможность лидерам отрасли ликвидировать разрыв между производством и потреблением. Но оборонной промышленности могут потребоваться месяцы, а в некоторых случаях и годы, чтобы довести производство до нужных масштабов. Между тем ключевой фактор для украинцев – это именно материальная поддержка со стороны Запада. Без нее украинские вооруженные силы, какими бы храбрыми и умелыми они ни были, не смогут вести крупномасштабные боевые действия, необходимые для возвращения территорий, потерянных в результате российской агрессии.

До сих пор этому кризису уделялось недостаточно внимания, поскольку российские запасы военного расходников, включая артиллерийские боеприпасы, также на исходе. В результате обеим сторонам, вероятно, придется снизить темп операций и скорректировать их масштабы. Однако для украинцев такие корректировки ведут за собой упущенные возможности. Снижение темпов поставок означает потерю ценного оперативного импульса и дает россиянам время на перевооружение и дооснащение. В то же время преступные российские ракеты дальнего радиуса действия и артиллерийские удары по украинскому гражданскому населению и критической инфраструктуре продолжаются, тем самым увеличивая число жертв среди гражданских.

Серьезное отношение к устойчивости

Очевидно, что некоторые из основных причин этого логистического кризиса лежат вне компетенции армии. Но ей по силам многое сделать.

  • Во-первых, армия должна пересмотреть тон своего нового оперативного руководства, Полевого устава 3-0, который переориентирует мышление армии на крупные войны после десятилетий ведения небольших конфликтов.

Это важный сдвиг. Но Полевой устав 3-0 также предполагает обеспечение материально-технической поддержки, необходимой для ведения крупномасштабных боевых действий. Как показал начавшийся кризис с боеприпасами, это опасное допущение. Пока что никто не проверял способность США перевозить материальные средства через Атлантический океан и Центральную и Восточную Европу под огнем, хотя у русских есть возможность пресекать логистические цепочки на всем протяжении этих линий снабжения. Другой противник, например, Китайская Народная Республика, также может решить атаковать американские линии снабжения.

Важно
Китай побеждает Запад в гонке технологий: страна лидирует по 37 из 44 важных пунктов

Как показывают исследования Института стратегических исследований армии США, Китай и Россия уже нарушали цепочки поставок США с помощью разрушительных кибератак. Таким образом, мы не можем полагать, что доставка военного имущества из США на европейский или тихоокеанский театр военных действий будет гарантирована в будущем конфликте.

  • Во-вторых, армия США должна пересмотреть свое руководство по логистике, Полевой устав 4-0.

Это руководство представляет собой похвально реалистичный и тщательно проработанный документ, в котором четко признаются проблемы ведения боевых действий в современном пространстве. Действительно, Полевой устав 3-0 может позавидовать подобному реализму. Но и Полевой устав 4-0 можно усовершенствовать. Как объясняется в родственном документе, Бюллетене обороны ВС 4-0 (2019), логистика относится к сфере поддержки, которая "осуществляется посредством координации, интеграции и синхронизации ресурсов от стратегического уровня до тактического во взаимодействии с нашими союзниками и международными партнерами".

Однако, в отличие от таких партнерских сил, как британская армия, Полевой устав 4-0 и Бюллетень доктрины ВС 4-0 классифицируют поддержание боеспособности как боевую функцию, а не как принцип войны. Боевая функция – это просто "группа задач и систем, объединенных общей целью, которые командиры используют для выполнения миссий и учебных задач". Другими словами, армия США расходится с армией Великобритании – одного из своих наиболее последовательных союзников – в вопросе важности, которую она придает поддержанию боеспособности (британцы называют его устойчивостью). Как ни странно, российская армия, являющаяся наследницей советской системы, также рассматривает логистику как принцип войны.

логистика в армии, как делать логистику на войне Fullscreen
Боевая функция – это просто "группа задач и систем, объединенных общей целью, которые командиры используют для выполнения миссий и учебных задач"
Фото: Twitter

Объединенные силы США обычно становятся узловым центром военных интервенций с участием партнеров по альянсу или коалиции, поэтому на них лежит ответственность за синхронизацию усилий партнеров. В случае разногласий по поводу ценности, придаваемой такому важному вопросу, как логистика, армия США, как логистический хаб Объединенных сил и их международных партнеров, должна округлять в большую, а не в меньшую сторону. Возведение поддержки в ранг принципа войны решает эту проблему и признает роль логистики в качестве незаменимого условия для стратегического планирования.

Конечно, американские военные по-разному относятся к принципам войны. Даже определение принципа, данное армией США: "всеобъемлющее и фундаментальное правило или предположение центральной важности, которое определяет, как организация или ведомство подходит к проведению операций", излишне громоздко. Тем не менее, оно задает правильный посыл.

Если очистить определение от словоблудия, устойчивость можно представить как производственные мощности в сочетании со скоростью потока, или доставки расходников, на театр военных действий. По сути, это стратегический императив. Однако недостатком этого термина является то, что он подразумевает сохранение статус-кво в плане темпов поставок, а не наращивание в преддверии новых или более масштабных операций. Несмотря на это, сохранение термина "логистическая поддержка" предпочтительнее, чем изобретение нового громкого термина, такого как "логистика точно в срок" или "точная" логистика, которые привлекают больше внимания к формулировке, чем к идее, лежащей в ее основе.

Важно
Управление рисками для ССО при крупномасштабных боевых действиях

Полезно будет провести различие между "оперативным обеспечением", относящимся к логистике на театре военных действий, и "стратегическим обеспечением", относящимся к логистическим потокам за пределами театра военных действий или до его появления. Надежный логистический поток придает стабильность американским гарантиям безопасности, привнося в стратегическое обеспечение политическую ценность, которая в некоторых случаях превышает его военную ценность. И наоборот, разрывы в американских цепочках поставок или проникновение в них злонамеренных субъектов могут подорвать доверие к Вашингтону. Более того, стратегическое обеспечение создает критически важные политические рычаги, позволяя Вашингтону регулировать логистические потоки, чтобы влиять на действия союзников и партнеров.

Американским политикам давно следовало привлечь лидеров американской промышленности к обсуждению стратегических вопросов. Необходимо составлять и периодически обновлять планы вместе с ними, как это делают американские боевые командования в отношении военных планов на случай непредвиденных обстоятельств. Повышение устойчивости до стратегического императива может помочь избежать подобных пробелов в будущем и в то же время способствовать интеграции оборонно-промышленной базы Америки со стратегиями национальной безопасности США. Как главный сторонник оперативной поддержки объединенных сил и ведомство, отвечающее за материально-техническое поддержание международных партнеров Америки, армия США должна быть самым громким голосом, продвигающим эту интеграцию как внутри страны, так и за рубежом.

Заключение

Назревающий кризис в сфере поддержки указывает на серьезный пробел в концепции интегрированного сдерживания Министерства обороны США, подрывая доверие к ней. Проще говоря, оборонная промышленная база Америки не была полностью интегрирована в оборонные стратегии и стратегии сдерживания Вашингтона – что, в свою очередь, привело к отставанию в производстве. Это отставание стало возможным вопреки более двум десяткам лет теоретизирования и проведения военных игр, а также противостояния на европейском и тихоокеанском театрах.

Запад может разрабатывать сколько угодно теорий обороны и сдерживания, но, как показала история, производственные мощности в сочетании со способностью доставлять военные материалы туда, где они необходимы (стратегическое и оперативное обеспечение), могут пройти долгий путь к победе в войне. Способность выигрывать войны сама по себе предотвращает их.

Другими словами, для интегрированного сдерживания будет необходима интегрированная оборона.

В целом, будущее крупномасштабных боевых операций, очевидно, зависит от будущего стратегического и оперативного обеспечения. Поэтому армия должна лучше синхронизировать Полевой устав 3-0 и Полевой устав 4-0. Последний особенно должен помочь устранить разрыв между стратегическим и оперативным обеспечением, возведя логистику в принцип войны, как это сделали главные союзники (и враги) Америки. В первом документе необходимо изменить предпосылку о незыблемости логистики США, чтобы предусмотреть альтернативные ситуации.

Важно
Назад из будущего: у военных США нет проблем с инновациями
Назад из будущего: у военных США нет проблем с инновациями

Это не означает, что Соединенные Штаты должны начать бездумное массовое производство военных расходников или игнорировать другие проблемы, такие как обеспечение объединенных сил достаточной мобильной логистикой. Скорее, это аргумент в пользу лучшей интеграции оборонно-промышленной базы с национальными стратегиями США, которая скоцентрирована на логистическим опыте армии. Вместо того чтобы сделать вывод, что эра наступательного маневра закончилась, самое время вернуть логистику в дискуссии о крупномасштабных боевых операциях.

Об авторе

Антулио Х. Эчеваррия II – профессор стратегии в Военном колледже армии США и главный редактор издательства Военного колледжа армии США. Он опубликовал шесть книг по стратегическому мышлению, последняя из которых – War’s Logic: Strategic Thought and the American Way of War (Cambridge University Press, 2021).В настоящее время занимается исследованием стратегического мышления в ходе войны в Украине.